пятница, 13 марта 2009 г.

"Болевые точки" культурного наследия

Думаю, нет смысла еще раз напоминать, что объекты культурного наследия - это то, чем мы с вами должны гордиться. Хотя бы уже потому, что выстроенные талантливейшими зодчими своего времени, пережив эпохи, несколько поколений людей, бомбежки, погодные катаклизмы, они все же <дожили> - пусть даже далеко не в лучшем виде.
  
Что сегодня? Такие здания необходимо реставрировать, ремонтировать, то есть оберегать, чтобы внуки увидели. Казалось бы, ясно, да вот беда: все это требует денег. И немалых. Денег не хватает, имеются и другие проблемы.

Как сообщила недавно начальник Управления охраны объектов культурного наследия Одесской областной администрации Наталья ШТЕРБУЛЬ, в срочной реконструкции особо нуждаются здания Одесской филармонии и инфекционной больницы на улице Пастера. Так, правое крыло больницы уже десять лет не используется - из-за аварийного состояния. 

В этом же списке, как еще раз напомнила Наталья Штербуль, и как мы все с вами хорошо знаем, и <многострадальный> Музей морфлота (Английский клуб). 


А вот со зданием Музея западного и восточного искусства, ситуация, похоже, сдвинется <конкретно>, причем в самую лучшую сторону. Дело в том, что здание Музея западного и восточного искусства - это единственный в Одессе объект, на реконструкцию которого государство планирует выделить деньги даже в сегодняшний сложный кризисный период. А все потому, что здание музея как памятник культурного наследия входит в культурную программу подготовки к чемпионату Евро-2012, и деньги сейчас выделяются только на такие объекты. Посему, очень может быть, что уже в этом году будут закончены работы по фасаду здания и начнется реставрация залов музея. 



Судьба дома Руссова, плачевное состояние которого было темой недавней публикации в нашей газете, увы, в тумане. Финансирования реставрации здания за счет Госбюджета, говорит Наталья Штербуль, в этом году не предусмотрено. Тем временем фасад здания в самом центре Одессы продолжает разрушаться, внутреннее его <убранство> - тоже. 


Кстати, совсем недавно, средь бела дня, от балкона (вернее, того, что от него осталось) дома Руссова отвалился очередной фрагмент (см. фото). И дело уже даже не в том, что здание <украсилось> еще одним уродством. Проходить рядом с ним элементарно опасно: мало ли какой его элемент в любой момент может сорваться вниз. А место более чем людное: 


С течением времени, погруженные в собственные проблемы, одесситы уже свыклись, что давно нет на Дерибасовской ни Центрального гастронома, ни сказочного <Золотого ключика>. Нет и <Дома книги>. С этим зданием тоже немало проблем, причем довольно спорных. 



Как сообщила Наталья Штербуль, то, что <происходит сейчас на Дерибасовской с Домом книги, - это безобразие>. Техническое состояние здания - крайне неудовлетворительное. Тем не менее его реконструкция до сих пор не началась. Само здание (то есть первый этаж, где находился Дом книги) принадлежит юридическому лицу - <Южному книготорговому обществу> и используется на условиях договора аренды. Договор аренды, пояснила Наталья Штербуль, содержит обязательства арендатора по выполнению ремонтно-реставрационных работ, которые на самом деле не выполняются. Имеются проблемы и с частными лицами, которые арендуют второй и третий этажи здания. 



Судя по всему, дальнейшую судьбу здания на Дерибасовской, 27, будет уже решать суд. Вернется ли <брэндовый> Дом книги, который, напомню, закрыт с лета прошлого года, на свое прежнее место в результате, ответить сегодня более чем трудно. Тем же летом ходили упорные слухи, что никаких книг одесситы там больше не увидят, а вот одежду - очень даже может быть. Пока же первый этаж более чем неуместно <прикрыт> полотнищем на новогоднюю тематику.