Анекдот дня: в кабинет в Эдуарду Гурвицу вбегает Анатолий Ворохаев со словами: «Все пропало, шеф. Принято решение отказать Одессе в проведении ЕВРО» - «Спокойно!» - отвечает Эдуард Иосифович – «Сейчас приморский суд отменит решение УЕФА и уже вынес определение приостановить все подготовительные работы к чемпионату во всех городах и украинских и польских».
Все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно. При чем с самого начала – не было так грустно. Мэрия Гурвица с самого начала использовала евро всего лишь как ширму, за которой вершились непопулярные среди одесситов дела. С таким подходом Одесса была обречена остаться без ЕВРО. О чем не раз говорили и в этой и в студиях других компаний, и о чем не раз говорили депутаты от оппозиции в сессионном зале. Но тщетно. Достучаться было невозможно. Все это время Эдуард Гурвиц вел себя так, как будто поймал Бога за бороду. «ЕВРО - это наша общая победа – самонадеянно возвещали билл-борды расставленные по городу месяца за два до подведения итогов штаб-квартирой УЕФА. Теперь выходит, что «ЕВРО – это наше общее поражение». Виноват в котором только один человек Эдуард Иосифович Гурвиц. Не прислушиваясь ни к чьему мнению, не реагируя ни на какие конструктивные предложения он, подчиняясь одному ему известной логике, уверенно вел Одессу к поражению. И когда оно случилось, Гурвиц оказался неспособным к действию. Отдуваться за провал выставили клерка средней руки, и тот объяснялся с журналистами на улице, а не в стенах мэрии. Символичное завершение помпезной эпопеи. Все свободны, все на улицу. «Вот вы оппозиция Гурвицу будете теперь злорадствовать» - такие слова я услышал накануне записи программы. А чего тут злорадствовать? Как определяет словарь: Злорадство- это чувство по отношению к чужой беде. А у нас беда одна. Что ж тут злорадствовать. Тут надо понять как нас докатили до жизни такой, те, кого мы же и избрали. Вот почему об убогости, которую продемонстрировал Эдуард Гурвиц и его подчиненные в истории с ЕВРО нельзя молчать. Хотя бы из-за того что Эдуард Гурвиц уже заявился на очередной срок мэрства. Заявил о своем желании порулить Одессой еще пять лет и уже отправился в поход за голосами избирателей. Так вот я утверждаю, что избрание Эдуарда Гурвица еще на пять лет будет пагубно для Одессы, утверждаю, что Эдуард Гурвиц не в состоянии управлять городом в современных реалиях и утверждаю, что личные качества Эдуарда Гурвица, которые он не в состоянии контролировать, вредны для города. И история с ЕВРО – наглядное тому подтверждение.
Начнем с начала. На сессии принимают программу по подготовке города к чемпионату по футболу, в которую попутно вписывают в том числе и такие не популярные среди одесситов решения как застройка парка Юбилейный на прибрежных склонах гостиничными комплексами. На вопрос зачем – Эдуард Гурвиц прикрывается ЕВРО-2012. Так впервые горожанам была продемонстрирована ширма, за которой от них будут скрывать впоследствии широкомасштабную раздачу и распродажу городских земель от склонов до Лузановки. Что делают в это время, в городах, которые в конце концов получили право на проведение матчей чемпионата? Одни строят понемногу, приводя в порядок инфраструктуру и не увлекаясь фантастическими прожектами, другие сосредотачивают усилия на лоббировании своих кандидатур, третьи начинают реконструкции аэропортов. Вот с этого места поподробней, потому что именно фиаско мэрии Гурвица в вопросе реконструкции аэропорта, во многом, как считается, предопределило решение УЕФА. Пока Харьков, например, во всю перестраивает свои воздушные ворота, Эдуард Гурвиц затевает спор с Минтрансом по поводу того, в чьем ведении должна остаться взлетно-посадочная полоса одесского аэропорта. Спор не праздный: «взлетка», как ее называют на профессиональном жаргоне, это большие деньги. В том смысле, что с нее можно выкачать большие деньги. Минтранс настаивает, на том, что «взлетка» должна быть в ведении государства. Но «великий» мэр Гурвиц не намерен делиться с государством. С инвестором еще может - да, с государством - нет. Разъяренный министр транспорта Винский в сердцах бросает: «Ну и ладно построим международный аэропорт в Николаеве, раз одесские власти так уперлись».
Летом 2008 года городские власти объявляют конкурс на поиск инвестора реконструкции аэропорта. Обращаю ваше внимание, харьковский аэропорт к этому времени больше чем на треть уже готов. Осенью начинается чехарда с конкурсом, точнее с объявлением результатов конкурса. Одна из фирм участников во всеуслышание заявляет, что «взлетка» должна перейти в ведение государства, и оно должно выделить деньги на ее реконструкцию, как это было в Харькове. Мэрия Гурвица не соглашается и упрямо стоит на своем. А драгоценное время идет. Ну и в результате Эдуард Гурвиц и его подчиненные дотягивают до кризиса. Серьезные инвесторы вообще охладевают к проекту реконструкции одесского аэропорта. И когда вскрывают конверт в нем предложение всего лишь от одной фирмы, которая как выясняется в последствии, готова вложить в реконструкцию вместо четверти миллиарда долларов, о которых Думская растрезвонила на весь мир, всего лишь сто миллионов. Так убого закончилась евро-аэропортовская эпопея затеянная Эдуардом Гурвицем.
Тем временем в других городах продолжают строить, и продолжают лоббировать свои кандидатуры во всех инстанциях. И в Киеве и в Европе. Что у нас? У нас продолжают раздавать объекты и земли клубу Черноморец, точнее структурам группы Климова-Шнайдера. Последний по времени отвод состоялся весной этого года, когда до оглашения решения УЕФА оставалось всего ничего. Можно было и подождать. Но нет, спешили так, что вопрос в повестку дня сессии с голоса вносили, прикрываясь при этом понятное дело волшебным словом ЕВРО. А вот теперь когда стало ясно, что ЕВРО в Одессе не будет что делать? Мое предложение - отменить все решения одесского городского совета и исполкома принятые под прикрытием ЕВРО. Отменить всю программу по подготовке к ЕВРО, в которую вписали застройку слонов парка Юбилейный. Отменить решение о шести гектарах парка Шевченко и так далее. Много есть еще решений, которые были приняты под ширмой ЕВРО -2012 и необходимость принятия которых теперь предстоит тщательно изучить. Решений принятых под аккомпанемент самоуверенных заявлений Эдуарда Гурвица о том, что ЕВРО в Одессе обязательно будет. Уверить в этом УЕФА Эдуард Гурвиц оказался не в состоянии. И не только УЕФА. Эдуард Гурвиц не предпринял сколь-нибудь заметных попыток лоббирования Одессы в качестве города принимающего ЕВРО ни в Киеве, ни в Европе. Киеву Эдуард Гурвиц все время пенял на то, что из государственной казны Одессе не выделено ни копейки под ЕВРО. На что из столицы ему недоуменно ответили: «Так а под что выделять, если вы заявили, что реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта решили сами финансировать».
Что касается Европы, то знаменитая поездка в Ньон в штаб-квартиру УЕФА предпринятая Эдуардом Гурвицем осенью 2008 года, в аккурат когда Одессу сотрясал скандал с неизвестно откуда взявшемся запахом, пожалуй, единственная известная попытка лоббирования в Европе. Эта поездка в Ньон столь же знаменита, сколь и загадочна. Потому что подробности ее не известны. Зато хорошо известно, что именно после поездки в Швейцарию, Эдуард Гурвиц стал еще более самоуверенно заявлять, что ЕВРО в Одессе будет, и даже предлагать пари на эту тему. Кто там что наобещал Эдуарду Иосифовичу, достоверно не известно, но факт остается фактом. Эдуард Гурвиц не стал даже всерьез презентовать Одессу в таком уважаемом собрании как Конгресс местных властей Европы: в своей речи пятого марта он всего лишь один раз упомянул ЕВРО, сосредоточившись на критике экс-президента Кучмы. Ну у кого что болит, тот о том и говорит. Получилось, что для Эдуарда Гурвица сведение счетов с Кучмой оказалось более важным, чем чемпионат по футболу в Одессе.
И теперь 13 мая мы имеем вердикт еврочиновников в проведении ЕВРО Одессе отказать. Почему же так произошло? Почему Эдуард Гурвиц привел Одессу к такому провалу в истории с ЕВРО? Ближе всех к ответу на этот вопрос, как мне кажется, подошел мой товарищ, московский политтехнолог, прекрасно разбирающийся в перипетиях одесской политики, Сергей Назаров. В своем блоге он об Эдуарде Гурвице написал такие слова: «Любой отрезок политической истории, связанный с именем пусть даже самого популярного и харизматичного лидера, рано или поздно заканчивается. И вовсе не обязательно это происходит на фоне экономических неудач или политических ошибок. Просто мир вокруг меняется слишком быстро даже для самого гибкого политика. Город-то живет своей жизнью, и эта жизнь убегает вперед. И сколько бы политик за ней ни гнался, сколько бы ни обманывался, что он сам диктует темп, рано или поздно обнаруживается, что он – это уже архаизм. А значит, нужно уходить, чтобы не превратиться в посмешище или в диктатора. Эдуард Гурвиц – он, конечно, великий и ужасный. Но у вас нет ощущения, что его время все-таки уходит?»
Вот как по мне так Эдуард Гурвиц так и остался кооператором. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он не сумел приспособиться к новым реалиям и так и застрял в девяностых. Люди с которым он начинал, развили свой бизнес до промышленных империй. Торговых сетей. Холдингов. А Эдуард Гурвиц как бы застрял в рамках маленького кооператива. Я не говорю, что Эдуард Гурвиц бедней своих бывших коллег. Нет. Отнюдь. Но хозяйствовать он привык по старинке. Новации это не для него. Поэтому его и обставили в истории с ЕВРО те, к то оказался более технологичным, более современно мыслящим и значит более приспособленным к реалиям современного мир. Вот почему Одесса проиграла вот в чем вина Эдуарда Гурвица, по моему мнению. И вот почему одесситы должны задуматься на выборах над тем, хотят ли они и дальше как говориться «пасти задних» или хотят стать лидерами. И поскольку в истории с евро Эдуард Гурвиц доказал, что он ничего не забыл и ничему не научился, то становится ясно, что городу нужен новый лидер, на самом деле.
Анатолий Балинов